Городня . RU

RSS

Сайт об истории и современности района Чертаново Южное

Творческая инициатива в программе эстетического воспитания учреждений культуры ЮАО г. Москвы
(Доклад. Минск. Круглый стол. 22 ноября 2006)

Мы и Беларусь > > > Творческая инициатива в программе эстетического воспитания учреждений культуры ЮАО г. Москвы
(Доклад. Минск. Круглый стол. 22 ноября 2006)

А. Н. Титов,
директор ГУК «Центр культуры и спорта» Москвы

Сегодня Городская целевая комплексная программа «Культура Москвы» (2005-2007 г.г.), во многом формируется из творческих инициатив отдельных учреждений культуры, отдельных творческих личностей и нравственные критерии этих личностей как никогда важны. Было время разбрасывать камни, наступает – собирать. В эпоху бурной рекламы либеральных ценностей, когда человеческая душа теряет ориентиры, нравственное эстетическое воспитание занимает едва ли не ведущую роль. Работник учреждения культуры становится подвижником, потому что он сохраняет, пропагандирует, внедряет в жизнь многовековые духовно-нравственные ценности, гармонизирует личность. Развивая в человеке творческое начало, открывает мир красоты и тогда человеческая природа интуитивно тянется к добру. Таков естественный механизм от красоты к добру, от добра к Свету.

Сегодня наше общество все больше начинает осознавать, что главное его богатство - человек, а ещё точнее - творческая личность, которая в свою очередь должна сформировать вокруг себя условия и установку на творчество с одной стороны и потребность и побуждение к творчеству с другой. Это поистине культурная цепь.

В этой связи эстетическое воспитание не только открывает душу человека навстречу звукам, краскам, формам мира, но и в целом способствует более полному и глубокому пониманию мира, и более гармоничному, всестороннему раскрытию себя. Это способствует развитию творческого мышления в сфере науки, производства, экономики.

Каждое учреждение культуры Южного округа города Москвы имеет свою индивидуальность, свое только ему свойственное творческое лицо на столь широком культурно-эстетическом поле. Таким полем в округе являются ежегодные выставки «Новогодний серпантин», которые проходят всегда очень активно под патронажем префекта округа Бирюкова П.П. Это своего рода смотрины культурно-эстетических направлений, ярмарка новых художественных открытий. Именно здесь как нигде более просматривается кропотливый труд педагога и ученика. Здесь учатся прекрасному.

И все-таки возвращаясь к теме, творческая личность формирует вокруг себя культурную среду и сегодня поддерживается правительством. Приведу несколько примеров.

В Доме культуры «Нагатино» 35 лет существует музей этнографических костюмов на куклах. Конечно, только подвижник мог сберечь, сохранять и преумножать даже в самые тяжелые времена коллекцию экспонатов. Сейчас их более тысячи. Дети, включенные в процесс создания костюма, открывают для себя удивительные миры:

• мир русского костюма,
• национальных костюмов бывшего СССР,
• народов мира,
• российский народный костюм.

Доскональное знание костюма XVI века позволяет тесно сотрудничать с музеем-усадьбой Коломенское, участвовать во многих выставочных проектах, конкурсах, и уже не только музей, но и весь Дом культуры превращается в большую художественно-производственную мастерскую. Сюда приходят не только творить, но и посмотреть, что сотворено нового и обязательно поучиться.

Приведу ещё один пример.

Как рождалась творческая инициатива Международного фестиваля детского изобразительного творчества «Золотой Петушок».

В учреждении культуры «Центр культуры и спорта» и его филиалах существует 3 коллектива изостудии, коллективы декоративно-прикладного творчества «Бисероплетение», оригами, «Лозоплетение», резьбы по дереву, солёное тесто. Качество выставок в этом учреждении в середине очень сложных для России 90-х годов привлекло свое внимание многие ИЗО-студии Москвы, которые так же пожелали в них участвовать. Творческая жизнь забила ключом.

В выставочном зале Центра культуры и спорта «Галерея Чертаново» действуют постоянные экспозиции профессиональных художников России. Среди этой художественной среды и возникла идея привлечь к этим выставкам детей из других городов России и организовать 1-ый Всероссийский фестиваль детского изобразительного творчества «Золотой Петушок». Результат превзошёл все ожидания. Уже на этот фестиваль своими неизвестными тропами попали работы детей из Ближнего и Дальнего зарубежья. Так к подготовке юбилейного 1999 года празднования 200-летия со дня рождения А.С. Пушкина сформировался замысел уже Международного фестиваля. В основе его лежала идея обратить внимание детей к первоистоку, к традиционным ремеслам, к великому поэту и сказочнику А.С. Пушкину. И здесь не малую роль в реализации этой идеи сыграло Министерство культуры республики Беларусь. По республике был объявлен отборочный конкурс фестиваля. В Минске прошла большая выставка детских работ и лучшие были направлены на фестиваль в Москву. Именно на 1-ом Международном фестивале, Белоруссия среди прочих стран участниц выглядела весомо, ярко, достойно.

Сегодня фестиваль поддерживается многими общественными организациями, Московским Международным фондом содействия ЮНЕСКО и прежде всего Комитетом по культуре г. Москвы и Управлением по культуре ЮАО г. Москвы, а начался он с творческой инициативы отдельных людей. Сегодня фестиваль ищет новые формы работы. Вот одна из них. Чтобы продолжить жизнь детского рисунка, а живет он только тогда, когда на него смотрит публика, Московский театр «Малая драматическая труппа» - это профессиональная театральная труппа, являющаяся структурным подразделением Центра культуры и спорта, выезжая на гастроли с детским репертуаром, берет с собою передвижной вариант выставки, постоянно меняя экспозицию. Так работы фестиваля могут увидеть дети самых разных уголков России и Зарубежья. Планируется в 2007 году подобные гастроли в Германии и Корее.

Чем прекрасна идея передвижных выставок. Здесь происходит художественная и эстетическая оплодотворенность прекрасным. Некоторые дети, если их задевает «детский рисунок» ранее равнодушно относившиеся к карандашу, начинают рисовать. Многие берут в руки книгу и начинают читать полюбившиеся на картинках сказки.

Мы видим, как Европа катастрофически быстро перестает читать. Компьютерные герои заполняют полностью детское воображение, а они, несмотря на их красочность безлики и примитивны. Так в детском сознании начинается процесс не откликаться на красоту и не творить по законам красоты. Наступает эстетическая глухота и анемия. Царит не красота, как высшая целесообразность, а сиюминутная выгода, плотский идеал сытости, оборачивающийся неоценимыми будущими утратами и убытками.

На наш взгляд именно эстетическое воспитание способствует оздоровлению общества. А общество, чтобы быть здоровым, должно быть способным к творчеству во всех сферах своей жизнедеятельности.